главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ТЕОСОФИЯ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ТАБУ 
ТАИНСТВА 
ТАЛМУД 
ТАНАТОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ 
ТАНАХ 
ТАНТРИЗМ, тантры 
ТЕИЗМ 
ТЕЛО — Дух, душа и тело 
ТЕОДИЦЕЯ 
ТЕОКРАТИЯ 
ТЕОЛОГИЯ, богословие 
ТЕОЛОГИЯ ИСТОРИИ 
ТЕОСОФИЯ 
ТЕОФАНИЯ 
ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 
ТОЛСТОВСТВО 
ТОРА 
ТОТЕМИЗМ 
ТРАДИЦИОННЫЕ АФРИКАНСКИЕ РЕЛИГИИ 
ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ 
ТРИМУРТИ 
ТРИПИТАКА, Типитака 
ТРОИЦА 

 

ТЕОСОФИЯ (греч. theos — бог и sophia — мудрость, знание; букв. — божественная мудрость, богопознание) —

1) в широком смысле слова: мистическое богопознание (Мистика). В «Ареопагитиках» термин «ТЕОСОФИЯ» используется как синоним теологии.

Позднее ТЕОСОФИЕЙ стали называть учения о Божестве, исходящие из индивидуального мистического опыта и систематизирующие его в виде целостного учения.

Некоторые исследователи относят к ТЕОСОФИИ гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т.п.

Более распространённым является отнесение этого термина к мистическим учениям XVI-XVIII вв., которые стоят вне прямой церковной христианской традиции, — Я. Бёме, Парацельса, Э. Сведенборга, графа Сен-Жермена, Ф. Этингера и др. Ф. В. Шеллинг употреблял термин «ТЕОСОФИЯ» для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии, а В. С. Соловьев — для описания мистического учения, обосновывающего возможность непосредственного постижения скрытой таинственной реальности и божественных тайн с помощью мистического опыта;

2) в узком смысле — религиозно-мистическое учение, коренящееся в индуизме, буддизме, неоплатонизме и гностицизме, каббале и европейской мистике.

Формирование ТЕОСОФИИ, как самостоятельной дисциплины, связано с именем Е. П. Блаватской (1831-1891), основавшей в 1875 г. в Нью-Йорке «Теософское общество». По утверждению Блаватской, она в течение семи лет изучала «тайную мудрость» гималайских махатм с целью передать ее всем людям. В 1877 г. в Бостоне вышла ее книга «Разоблаченная Изида», где «подлинная ТЕОСОФИЯ» характеризуется как сокрытая внутренняя сущность религиозных и философских систем древности. В целях популяризации своего учения Блаватская практиковала разного рода «чудесные деяния», многие из которых воспринимались как фокусы.

Тем не менее число сторонников ТЕОСОФИИ было достаточно большим.

Особенно привлекательной идеей представлялось отрицание христианского учения о вечном осуждении, вместо которого предлагались учения о карме и перевоплощении.