главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

УПАНИШАДЫ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

УНИАТСТВО — Брестская церковная уния 
УПАНИШАДЫ 

 

УПАНИШАДЫ (санскр. — сидеть около, т.е. у ног учителя, получая наставления) — примыкающие к Ведам древние тексты индуизма, определявшие развитие древнеиндийской религии и культуры приблизительно с 800 по 500 г. до н. э.

УПАНИШАДЫ — философские трактаты, включающие тайные мистические доктрины и метафизические рассуждения.

Последователи индуизма утверждают, что УПАНИШАДЫ не созданы людьми, а услышаны мудрецами риши) от всезнающего Брахмана.

Насчитывают около 200 текстов УПАНИШАДЫ. Классическими признаны 108 — собрание Муктика (от mukti — освобождение).

Развивая темы и понятия Вед (космологическая тематика, идея единства всего сущего и т.д.), УПАНИШАДЫ вводят их в рамки более последовательной монистической системы и переносят центр тяжести с внешней на внутреннюю сторону явлений.

В то время как Брахманы связаны с деятельностью, УПАНИШАДЫ — со знанием и представляют собой философское обоснование веданты.

Считается, что УПАНИШАДЫ формировались на протяжении свыше двух тысячелетий.

Малые УПАНИШАДЫ охватывают различные системы мышления и отражают широкий спектр религиозных верований.

Большие УПАНИШАДЫ связаны с проблемами природы бога и души, человека и мира, их взаимодействия, характера и цели существования, безусловной реальности, проблемой освобождения человека и т.п.

Центральная доктрина УПАНИШАД — идентичность индивидуальной и вселенской души (Брахмана).

Брахман вечен и не имеет атрибутов. Он — бесконечная, неизменная и неограниченная реальность, поэтому не может быть определен или познан.

Весь существующий материальный мир — иллюзия (майя), возникающая на основе незнания (авидья).

Правильное понимание природы Брахмана, идентичности с ним приводит к ликвидации сансары — странствия души в этом мире и к ее освобождению.

Выдвигаются идеи ахимсы, т.е. непричинения зла; учение о том, что жизнь есть страдание; что многочисленные боги ведизма уступают одному — вечному, бесконечному, всемогущему, непостижимому Брахману, который является хранителем и разрушителем мира, малейшей частицей которого является Атман — индивидуальная душа человека.

Утверждается идея переселения душ в соответствии с законом кармы — воздаяния, возмездия, т.е. в связи с деятельностью в предыдущем рождении.

Жизнь — это подготовка души к вечности, ее цель — освобождение от цепи рождений, познание человеком самого себя и слияние индивидуальной души со вселенской душой.

УПАНИШАДЫ оказали исключительное воздействие на развитие индийской мысли и стали источником самых различных религиозных и философских направлений.

Комментарии к УПАНИШАДАМ, написанные Бадараяной (II в.) и Шанкарой (VIII в.), стали основой веданты (дополнительно: Веды).