главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ВАДЖРАЯНА 
ВАКХАНАЛИИ 
ВАЛЬДЕНСЫ 
ВАТИКАН Vaticano 
ВАХХАБИТЫ 
ВЕДАНТА 
ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ 
ВЕДЫ 
ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ 
ВЕРА И РАЗУМ 
ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ 
ВЕРОТЕРПИМОСТЬ 
ВЕРУЮЩИЕ 
ВЕСТАЛКИ 
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 
«ВЕЧНОЕ» И «ВРЕМЕННОЕ» 
ВИКАРИЙ 
ВИШНУИЗМ 
ВОЛХВЫ 
ВОСКРЕСЕНИЕ 
ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ 
ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЕ 
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ 
ВУЛКАН 
ВУЛЬГАТА 

 

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

собрания представителей христианских поместных церквей, высших церковных иерархов для решения вероучительных и канонических вопросов.

Православные считают, что основной отличительной чертой ВСЕЛЕНСКИОГО СОБОРА от поместного является созыв собора императором» который потом подтверждает решения ВСЕЛЕНСКИОГО СОБОРА, и они становятся законом Византийской империи.

У католиков ВСЕЛЕНСКИМ СОБОРОМ считается собор, решения которого потом подтверждены Папой Римским.

На ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ в острых дискуссиях разрабатывались и утверждались вероучение и культ христианства, канонические нормы и богослужебные правила, рассматривались богословские концепции, оценивались ереси, велись христологические споры, борьба концентрировалась вокруг главных догматов: триединства Бога, воплощения и искупления.

В 325 г. в г. Никее собрался I ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР по инициативе и под председательством императора Константина.

На нем обсуждались ключевые вопросы, связанные с обоснованием и утверждением христианского вероучения.

Центральной темой собора была полемика со сторонниками арианства.

Собор осудил арианство как ересь, принял в первой редакции Символ веры, определил время празднования Пасхи.

На II ВСЕЛЕНСКИОМ СОБОРЕ — Константинопольском (381 г.) — окончательно утвержден догмат об единосущности Бога Отца в Бога Сына, принята новая редакция Никейского «Символа веры».

Собор утвердил правила, одним из которых Константинопольскому патриарху, как и Римскому, предоставлялись преимущества перед другими епископами. На соборе был предав проклятию ряд ересей: ариане, евномиане, духоборы, савелиане, аполлинариане и др.

В начале V в. острый спор разгорелся вокруг догмата боговоплощения. Догмат обсуждался на III и IV ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ.

Обоснованию и защите догмата боговоплощения было уделено основное внимание на III — Эфесском ВСЕЛЕНСКИОМ СОБОРЕ (431 г.), который осудил несторианство и признал Деву Марию Богородицей.

На IV — Халкидонском ВСЕЛЕНСКИОМ СОБОРЕ, (451 г.) — основное внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоплощения. Собор осудил несторианство и монофизитство, признал первенствующую роль в христианстве Константинопольского патриарха, утвердил догмат боговоплощения.

II Константинопольский — V ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР (553 г.) — осудил учения богословов, поддержавших несторианство, а также учение Оригена.

VI ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР — III Константинопольский (680-681 гг.) — осудил ересь монофелитства, восстановил мир восточных церквей с Папой Римским.

VII ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР — II Никейский (787 г.) — осудил иконоборчество, утвердил почитание икон и креста.

В 869-879 гг. на IV Константинопольском соборе противоречия между западной и восточными церквами достигли особой остроты. Его решения были отменены V Константинопольским собором 879-880 гг.

Католицизм признает IV Константинопольский собор как VIII ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР; православие его таковым не считает.

После окончательного разделения церквей (1054 г.) общехристианские ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ не созывались, тем не менее, католики считают ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ, проводимые Папой Римским.