главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ВАДЖРАЯНА, тантраяна, тантризм

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ВАДЖРАЯНА 
ВАКХАНАЛИИ 
ВАЛЬДЕНСЫ 
ВАТИКАН Vaticano 
ВАХХАБИТЫ 
ВЕДАНТА 
ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ 
ВЕДЫ 
ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ 
ВЕРА И РАЗУМ 
ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ 
ВЕРОТЕРПИМОСТЬ 
ВЕРУЮЩИЕ 
ВЕСТАЛКИ 
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 
«ВЕЧНОЕ» И «ВРЕМЕННОЕ» 
ВИКАРИЙ 
ВИШНУИЗМ 
ВОЛХВЫ 
ВОСКРЕСЕНИЕ 
ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ 
ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЕ 
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ 
ВУЛКАН 
ВУЛЬГАТА 

 

ВАДЖРАЯНА (санскр. — «алмазная колесница»), тантраяна, тантризм, — эзотерическое течение в махаяне, краеугольные положения которого оформились в VII-VIII вв. в Индии.

Некоторые исследователи высказывают мнение, что ВАДЖРАЯНА зародилась не позже хинаяны и махаяны; в литературе бытуют и взгляды, согласно которым ВАДЖРАЯНУ следует считать третьим направлением в буддизме наряду с хинаяной и махаяной.

Различные типы ВАДЖРАЯНЫ получили распространение в Тибете (здесь это доминирующая форма буддизма), в Китае, Японии («тайное учение Сингон», одно из ведущих направлений японского буддизма).

Священные тексты ВАДЖРАЯНЫ — тантры, в которых, как утверждается, запечатлены сокровенные истины Будды.

В основе ВАДЖРАЯНЫ лежит фундаментальная доктрина махаяны о «Теле Дхармы».

Будда-Абсолют (в Индии и Тибете — Ади-Будда, в дальневосточном буддизме отождествляется с Буддой Махавайрочаной) — субстрат всего сущего, «вселенский Будда», «естество» которого воплощено в «шести великих элементах» — земле, воде, огне, воздухе, пространстве, сознании, наделенных статусом безусловно реальных (изначальных), а сознание, понимаемое как совершенная мудрость, как бы пронизывает остальные «великие элементы».

Будда-абсолют имеет пять основных ипостасей, персонифицируемых в пяти Буддах.

Будды являются носителями пяти видов мудрости — граней совершенной мудрости, которая сравнивается с алмазом (отсюда название).

Бытие мироздания — это, в конечном счете, деяния «вселенского Будды», проявляющиеся в движении тела, словесных проповедях и в его мыслях.

Для выявления скрытой в себе природы Будды человек должен воспроизводить три вида деяний «вселенского Будды»: находясь в позе «лотоса», определенным образом сплетать пальцы рук, произносить сакральные фразы «мантры» (отсюда еще одно название ВАДЖРАЯНА — мантраяна) и медитировать (объектом медитации чаще всего являются Будды и другие почитаемые существа пантеона ВАДЖРАЯНЫ , изображаемые на мандалах).

Реализация природы Будды подразумевает достижение совершенства, полноты, соединение в одно целое двух противоположных (мужской и женской) ипостасей, что в индийской ВАДЖРАЯНЕ символизируется изображением совокупляющихся пар божеств (в восточноазиатской иконографии ВАДЖРАЯНЕ эротические элементы практически полностью отсутствуют).

ВАДЖРАЯНА более тесно связывала буддизм с развитием возможностей конкретной личности. Постепенному обучению и накоплению заслуг, характерному для махаяны, противопоставлялась мгновенная, подобная молнии, реализация природы Будды.

ВАДЖРАЯНА связывала образование буддиста с ритуалом посвящения, который проходил под строгим контролем опытного наставника, поэтому ВАДЖРАЯНУ называют также эзотерическим буддизмом.

Европейцы, еще в XIX в. обратившие внимание на огромную роль наставников (лам) в практике тибетских буддистов, стали именовать эту религию ламаизмом.

Ваджра («молния», «алмаз») является символом твердости, несокрушимости, истинности учения Будды. Если в других направлениях буддизма тело считалось символом страстей, удерживающих человека в сансаре, то тантризм ставит тело в центр своей религиозной практики, считая, что в нем заключена высшая духовность.

Осуществление ваджры в человеческом теле есть реальное соединение абсолютного (нирваны) и относительного (сансары).

В ходе специального ритуала раскрывается присутствие природы Будды в человеке.

Исполняя ритуальные жесты (мудры), последователь ВАДЖРАЯНЫ реализует в собственном теле природу Будды; произнося священные заклинания (мантры), он реализует природу Будды в речи; а созерцая божество, изображенное на священной диаграмме или схеме Вселенной, реализует природу Будды в собственном уме и как бы становится Буддой во плоти.

Таким образом, ритуал преобразует человеческую личность в Будду, и всё человеческое становится священным.

В ВАДЖРАЯНЕ развивается не только ритуал, но и философия.

Вся буддийская литература объединяется в два основных собрания: «Ганджур» (канонические сочинения) и «Данджур» (комментарии к ним).

К IX в. ВАДЖРАЯНА весьма широко распространяется, но развивается главным образом в Тибете, откуда затем проникает в Монголию и в XVI-XVII вв. приходит в Россию (дополнительно: Ламаизм).