главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ВИШНУИЗМ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ВАДЖРАЯНА 
ВАКХАНАЛИИ 
ВАЛЬДЕНСЫ 
ВАТИКАН Vaticano 
ВАХХАБИТЫ 
ВЕДАНТА 
ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ 
ВЕДЫ 
ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ 
ВЕРА И РАЗУМ 
ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ 
ВЕРОТЕРПИМОСТЬ 
ВЕРУЮЩИЕ 
ВЕСТАЛКИ 
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 
«ВЕЧНОЕ» И «ВРЕМЕННОЕ» 
ВИКАРИЙ 
ВИШНУИЗМ 
ВОЛХВЫ 
ВОСКРЕСЕНИЕ 
ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ 
ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЕ 
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ 
ВУЛКАН 
ВУЛЬГАТА 

 

ВИШНУИЗМ — одно из двух, наряду с шиваизмом, направлений индуизма; почитает Вишну в качестве верховного божества, Абсолюта и вместе с тем личного бога, что воплощается на земле в териоморфном или антропоморфном виде.

ВИШНУИЗМ получил распространение преимущественно в Северной Индии.

Как самостоятельное направление в индуистской традиции ВИШНУИЗМ оформляется около V-VII вв., хотя его корни уходят в ведический период, а возможно, и в более отдаленное время.

В Ведах Вишну не предстает главным богом, он один из соратников Индры — бога-громовержца и устроителя мира. Его главное действие как солнечного бога — установление тройственного порядка мира: земли, неба и пространства между ними.

В брахманический период значимость Вишну возрастает. Его образ усложняется, приобретает многоплановость, в него включаются элементы наиболее популярных культов, и Вишну становится божеством общеиндийского масштаба.

В его культ включаются различные местные божества и верования, становясь его аватарами.

Поэты-альвары создают колоссальный комплекс «Налайира тиввияп пирабандхам» («Божественные гимны из четырёх тысяч стихов»), который можно определить как вишнуитские Веды.

Следующим этапом развития ВИШНУИЗМА стала проповедническая деятельность вишнуитского гуру Рамануджи (XII в.) и его последователей Рамананду и Кабира (XV в.).

Основная форма почитания божества у вишнуитов — «пуджа». Она может иметь как домашний, так и храмовый характер.

Пуджа совершается обычно перед освящённым изображением божества. Она начинается с гимнов и жестов, приглашающих Вишну или его аватару. Затем изображению божества подносят воду для символического омовения и ароматические вещества, его украшают цветами, воскуривают благовония, раскачивают светильники и т.п.

В качестве жертвоприношения подносят еду и цветы.

Равнозначным пудже считается исполнение прославляющих божество гимнов, произнесение «тысячи имен» Вишну.

Первостепенное значение придается джапе — повторению имени божества или соответствующей мантры (магического заклинания).

Универсальная мантра вишнуитов, приносящая благо и процветание, — «Ом намо нараяная» («Ом, слава Нараяне»). Нередко джапа и сама по себе приравнивается к пудже.

Воплощениями Вишну считаются черные камни.

Дающими удачу считаются знаки чакры и раковины, которые вишнуиты наносят на тело (часто в виде татуировок).

Священным налобным знаком вишнуитов является белая «ижица» с красной вертикальной черточкой внутри.

ВИШНУИЗМ в настоящее время насчитывает около 500 млн. человек, это примерно 70% индуистского населения Индии.