главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ЮРОДИВЫЙ, «блаженный»

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

Фрагмент античного храма
Фрагмент античного храма

ЮРОДИВЫЙ, или «блаженный», — в христианстве: человек, избравший особый путь отвержения ценностей мирской жизни и угождения Богу — «Христа ради юродство».

Этот вид подвижничества возводят к словам апостола Павла о «безумстве Христа ради» (1 Кор. 3:18-19).

ЮРОДИВЫЙ принимал перед людьми образ безумия, скрывая для Бога свою духовную премудрость.

Подобные подвижники отказывались от общепринятых норм поведения, удобств и преимуществ общественной жизни.

Своим видимым безумием или безнравственностью они выявляли несовместимость таких понятий, как христианская истина и обыденный здравый смысл.

В истории ЮРОДИВЫЕ часто выступали выразителями чаяний угнетенных, обличали «сильных мира сего» (Никола Салос, Василий Блаженный).

Некоторые исследователи советского времени оспаривали тезис о юродивых-обличителях. Они исходили из предположения, что все юродивые были душевнобольными, не способными к разумным активным действиям и отказывались допустить, что «эти слабоумные с каким-то благим умыслом скрывали свой ум, сознательно выбрав себе уделом подвижничество и муки» (И. У. Будовниц).

Однако существует ряд фактов, доказывающих вменяемость, образованность и даже высокий интеллект многих ЮРОДИВЫХ.

ЮРОДИВЫЕ были известны еще в древней церкви.

Особенное распространение этот вид подвижничества получил на Руси. По свидетельству современников, древнерусские ЮРОДИВЫЕ часто ходили нагими, с распущенными волосами и железными цепями.

Родиной русского юродства стал Новгород — отсюда происходят Прокопий Устюжский, Никола Кочанов (XIV в.), Михаил Клопский (XV в.).

Ряд московских ЮРОДИВЫХ начинается со св. Максима (XV в.), а наиболее известным среди них был Василий Блаженный (XVI в.).

В XVI в. юродство стало формой служения, соединенного с крайней аскезой и «посмеянием миру».

В эпоху, когда церковная иерархия оказалась практически лишенной своего права ходатайства за неправедно осужденных, юродство приобрело социальный и даже политический смысл.

ЮРОДИВЫЙ находился в своеобразных отношениях с официальной церковью:
в иерархии святых он занимал последнее место — среди верижников, столпников и других самоистязателей плоти.

ЮРОДИВЫЙ не молился на людях, а в храм заходил только для того, чтобы «шаловать».

Как и нищие, ЮРОДИВЫЙ обычно находился на церковной паперти, но не просил милостыню. Он шел на паперть, потому что это самое людное место.

Между ЮРОДИВЫМИ и нищими существовали неприязненные отношения. В житиях есть много эпизодов, говорящих об этом, — по-видимому, здесь отражено вполне житейски объяснимое соперничество.

С XVII в. светская власть начинает всё более подозрительно относиться к ЮРОДИВЫМ.

В XVIII в. Святейший синод запретил канонизацию блаженных.

Последними святыми этого чина святости стали блаженные Ксения Петербургская (XVIII-XIX вв.) и Николай Рынин (XIX в.), канонизированные уже в XX в.

Всего в Русской православной церкви к лику святых причислено не менее двадцати ЮРОДИВЫХ.

Почти всем ЮРОДИВЫМ приписывается дар пророчества.