главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ЯХВЕ — имя Бога

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ЯЗЫЧЕСТВО 
ЯХВЕ — имя Бога 

 

ЯХВЕ — имя Бога в Танахе (Ветхом Завете).

В иудаизме как монотеистической религии развивается представление о том, что существует единственный Бог, Творец и полновластный повелитель мира, нравственный законодатель и вершитель судеб как отдельных людей, так и целых народов.

Особое значение приобретают отношения «Бог — человек»; их история развития и становится главным сюжетом, где Бог открывает Себя человеку.

Начавшись с сотворения мира и первых людей, их грехопадения и изгнания из рая, она имеет своим ключевым событием Завет (договор), заключаемый ЯХВЕ с избранным Им еврейским народом.

Взяв народ под свое покровительство, ЯХВЕ выводит его из Египта («дома рабства») в землю обетованную и через Моисея дает ему десять заповедей.

Первая из них заключает в себе требование строгого монотеизма:
«да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3).

Именно Моисею Бог открывает имя «ЯХВЕ», которое не было открыто патриархам.

Традиционное толкование этого имени связано с глаголом «hyh», который употребляется в значении «быть».

В синодальном переводе Библии на вопрос Моисея о том, каково имя Бога, звучит ответ: «Я есьмь Сущий» (Ис. 3:14). (Есть и другие варианты перевода, напр.: «Я есьмь Тот, Кто Я есьмь!»).

Одна из заповедей запрещает произносить имя Бога «напрасно», поэтому при чтении Торы вслух оно заменялось словом «Адонай» (Господь).

Когда в VII в. масореты снабдили вокализацией (гласными) текст Танаха, содержавший первоначально только согласные буквы, то они, оставив согласные буквы в неприкосновенности, добавили к ним огласовки, относившиеся к слову «Адонай», которое произносилось при чтении вслух вместо написанного.

Если (вразрез с нормами древнееврейского языка) прочитать согласные и огласовки вместе, получается имя «Иегова».

Такое прочтение получило распространение у христианских богословов в средние века, а в настоящее время взято на вооружение «Свидетелями Иеговы».