главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ЗАПОВЕДЬ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ЗАГОВОР 
ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ 
ЗАКЛИНАНИЕ 
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РЕЛИГИИ 
ЗАКЯТ 
ЗАПОВЕДЬ 
ЗАРАТУШТРА 
ЗАТВОРНИК 
ЗЕВС 
ЗНАХАРСТВО, ведовство 
ЗОРОАСТРИЗМ 

 

ЗАПОВЕДЬ — в монотеистических религиях: форма прямого выражения воли Бога, повеление, которое люди получают от Бога, вступая с ним в отношения Завета (договора, союза).

Заповеди предписывают те формы поведения, которые обеспечивают человеку или народу право пребывания в союзе с Богом.

В Ветхом Завете сформулированы десять основных ЗАПОВЕДЕЙ (Десятисловие), которые до полнены 365 запретами и 278 предписаниями, большинство которых сохраняется в современном иудаизме.

Однако еще в ветхозаветные времена вся суть этих ЗАПОВЕДЕЙ сводилась к двум важнейшим:

«Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:5) и

«люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18).

В проповеди пророков ярко подчеркивается призыв к милосердию как сущность ЗАПОВЕДИ:

«О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8).

В Новом Завете Иисус Христос подтверждает, что суть ЗАПОВЕДИ — в любви (Мк. 12:30-31), однако при этом дает более требовательную трактовку заповедей Моисея.

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду... Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:21-22, 27-28).

Кроме того, Христос излагает так называемые «заповеди блаженства».

В отличие от Десятисловия они характеризуют не внешнее поведение человека, а его внутреннее состояние:

блаженны нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду (Мф. 5: 3-11).

Здесь изображены качества человека, которые открывают ему путь обретения «Царства Небесного».